Главная » 2010 » Апрель » 18 » Застенчивость ребёнка и её коррекция
17:13
Застенчивость ребёнка и её коррекция
   Застенчивость - комплекс ощущений, растерянности, стыда, страха препятствующий нормальному общению. Это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжёлая болезнь. Её последствия могут быть удручающими.

   Общая характеристика застенчивых детей:
  • Застенчивым детям не свойственны самоуверенность и агрессивность
  • Застенчивым детям кажется, что все смотрят на них критически или смотрели бы так, если бы их заметили. Поэтому они обычно стараются не быть на виду
  • Застенчивые дети очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно
  • Они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств
  • Чувствительны к реальной или подразумевающейся критике, болезненно относятся даже к подшучиванию
  • Застенчивые дети часто принижают свои качества
  • Застенчивые дети часто недовольны собой
  • В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими
  • Постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других
  • Часто колеблются в принятии решений
  • Не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя
  • Неадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а "телесный язык” слишком смиренен
  • Застенчивый ребенок часто попадает в порочную ловушку
  • Застенчивость мешает детям ясно мыслить и эффективно общаться с другими
  • Застенчивые дети часто чувствуют неадекватность собственного поведения и испытывают постоянную тревогу по поводу своих действий
  • Как правило, у застенчивых детей занижен уровень самооценки
  • Не замечают свои положительные качества и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д.
   Девочки более застенчивы, чем мальчики: это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страх незнакомцев, возникающий в 8 месяцев. Мальчики сильнее реагируют на разлуку, поэтому для них более травмирующим является ранее помещение в ясли. Для детей обоего пола запредельными раздражителями, способствующими появлению застенчивости, является помещение без матери в больницу в первые годы жизни, а также прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье. При прочих равных условиях застенчивость более свойственна детям добрым, с мягким характером. Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности родителей. Застенчивость более свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, с тревожно-мнительными чертами характера, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Эти родители стремятся чрезмерно рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят стыдить и читать мораль, ограничивают возможности выражения чувств. Налицо и избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребёнком.

Устранить застенчивость сложнее, чем предотвратить её развитие.
   По данным некоторых исследований застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. В связи с этим используется опросник Е.И.Рогова «Выявление уровня тревожности» и проективная методика «Звери пришли на водопой». 

 Описание методики:

   Испытуемые делятся на группы по пять-шесть человек. Им предлагается придумать рассказ, начало которого дается: "Звери пришли на водопой и...". Каждый придумывает по одному предложению, не советуясь друг с другом. Далее предлагается инсценировать свой рассказ каждой группе. После этого испытуемые пишут, какие чувства они испытывали, и что было тяжело. 
    Данная методика зарекомендовала себя, как способная к выявлению застенчивых людей. Исследование подтвердило, что застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. 

 Рекомендации. «Как помочь застенчивому ребёнку?»

  • Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение
  • Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым
  • Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно
  • Если взрослые будут каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает их ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны
  • Не стоит постоянно читать мораль о том, что должен делать "порядочный человек" или "хороший мальчик", или "послушная девочка" и стыдить по любому поводу
  • Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе
  • Постараться чаще подавать пример уверенного, контактного поведения
  • Не создавать проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизировать ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света
  • Расширять круг знакомств ребёнка, чаще приглашать к себе друзей, чаще брать с собой в гости, учить спокойно, относиться ребёнка к новым местам
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей
  • Постоянно укреплять у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах
  • Важно не только научить детей соответствующим социальным навыкам, но и укрепить, стимулировать их чувство собственного достоинства
  • Необходима помощь в признании своих достоинств. Полезно, например, составить список их положительных качеств и способностей
  • Исключительно важна похвала
  • Доказывать ребенку, что взрослые о нем высокого мнения
  • Привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением
  • Создавать ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. 

 Коррекционные упражнения и игры по преодолению застенчивости.

1. Предложить ребёнку игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратить внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос - громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросить ребенка понаблюдать за выбранным человеком. Теперь попросить его описать себя в той же ситуации - есть разница? 
    Объяснить ребенку, что можно общаться, не разговаривая - одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Пусть ребенок попробует найти такое поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими. Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например:

  • Улыбнуться
  • Сказать «Привет»
  • Спросить, можно ли поиграть вместе с ними. 

   Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми. 

2. Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ребенок считает себя глупым? Следует спросить, что он подразумевает под словом "глупый"? разве неумение во время дать остроумный ответ - это глупость? Нет! Надо помочь ребенку найти побольше положительных качеств, и увидеть, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!

3. Можно договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя - улыбки. Улыбнулся за неделю четверым - получай приз. Следующая неделя - улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю - получай другой приз. Уверенность в себе тренируется постепенно.

4. Если ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку. Надо на помощь призвать чувство юмора и придумать вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение...
Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.

5. Игра «Колдун». Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребёнок должен отвечать жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает это игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

6. «Расскажи стихи руками». Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

7. Коллективный рисунок «Наш дом». Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребёнок будет рисовать свой уголок в доме, а, возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату. Коллективное рисование развивает навыки совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

 И САМОЕ ГЛАВНОЕ:

   Следует родителям уделить побольше времени своему ребенку и помочь ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Наталья Шахова, педагог-психолог г.Ростов-на-Дону

Категория: Консультирование | Просмотров: 12055 | Добавил: waxova