Главная » 2011 » Сентябрь » 8 » Аналитический отчет за 2010-2011 учебный год
10:34
Аналитический отчет за 2010-2011 учебный год
Основной целью моей деятельности как педагога-психолога является психолого-педагогическое сопровождение школьников в процессе школьного обучения.
Работа педагога-психолога предполагает для достижения данной цели постановку следующих задач:
  • изучение психологических особенностей учеников, для совместной разработки с классными руководителями программы индивидуального развития;
  • изучение характера взаимоотношений педагогов и учащихся;
  • работа по формированию в школе сплоченного педагогического коллектива, работающего в содружестве с родителями;
  • участие в формировании общешкольного и классных коллективов учащихся, которые должны становиться субъектами самообучения, самовоспитания и саморазвития в учебно-воспитательном процессе.
Решение поставленных задач осуществлялось мной в рамках следующих направлений:
1. Психологическое просвещение – повышение психологической культуры учащихся, педагогов, родителей; формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
В 9-х, предпрофильных классах, я вела элективный профориентационный курс «Профессиональное самоопределение», для учащихся среднего звена - кружок «Практическая психология». Участвовала в занятиях психолого-педагогического семинара классных руководителей, проводимых по графику, выступила по теме «Поведение детей и подростков в конфликтных ситуациях».
Мой кабинет психолога в Интернете пополнился авторскими разработками, методическими материалами, статьями на актуальные темы, добавились методики для он-лайн диагностики, развивающие игры, ведется он-лайн консультирование. Сайт особенно часто посещают учащиеся начальных классов, где находят для себя развивающие игры и упражнения, а их родители материалы о том, как помочь своему ребенку преодолеть возникающие сложности.
Традиционно в середине февраля прошла Неделя психологии. В этом учебном году в связи с распространением гриппа я решила провести ее дистанционно, вся информация и мероприятия размещались на моем сайте «Психея» и дублировались на школьном сайте. Проведение предметной недели в таком режиме дает прекрасную возможность учащимся школ района развить свои индивидуальные творческие способности, инициативу и самостоятельность мышления в познании психологии, умение использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях. В первый день, 14 февраля, был дан старт Интернет-неделе, размещены вопросы дистанционной олимпиады по психологии. Во второй день прошел дистанционный урок для учащихся 5 - 8 классов «Психологическая АБВГДей-ка». Интернет-урок для учащихся 10 – 11 классов «Наркотики – внутренняя форма рабства» проходил 16 февраля. На следующий день учащиеся 9 и 11 классов могли пройти веб-квест «Путь к профессии». На пятый день был запланирован семинар классных руководителей в режиме флэш SWF слайд шоу «Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями». 19 февраля состоялось закрытие недели психологии, подведение итогов дистанционной олимпиады и награждение. Начальник отдела образования Николаев А. А. рекомендовал проведение подобной дистанционной недели ежегодно.
2. Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа с педагогами и родителями по предупреждению возможных социально-психологических проблем у учащихся; по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах; по выявлению детей группы риска.
В течение года вела работу по заказу администрации, запросу классных руководителей, инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по Ибресинскому району. Психопрофилактическая диагностика осуществлялась в форме скринингового обследования детей с целью выявления групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным показателям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности учащихся школы осуществлялась в форме психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся.
Волонтерская команда здоровья, которую я курирую как педагог-психолог, проводила тренинговые занятия, направленные на формирование у подрастающего поколения мотивации к ведению здорового образа жизни и профилактику вредных привычек. Собран большой комплект видеоматериалов по профилактике употребления психоактивных веществ в детской и молодежной среде, ведутся кинолектории. 18 ноября, в Международный день отказа от курения, добровольческая команда провела ряд мероприятий на улицах поселка, посетила МУЗ «Ибресинская ЦРБ», районную библиотеку, редакцию районной газеты, администрацию Ибресинского района. День закончился дискотекой «Мыльные пузыри вместо табачного дыма». 7 апреля команда волонтеров приняла участие в VII специализированной выставке «Воспитание. Образование. Карьера.» в г. Чебоксары на интерактивной площадке здорового образа жизни. На территории поселка был проведен социологический опрос среди жителей о потреблении табака и пассивном курении в возрастной категории от 14 лет и старше. Результаты были отправлены в Фонд «Чувашия» для дальнейшей обработки.
3. Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью: выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, раннего выявления профессиональных и познавательных интересов и др.
Осуществлялась в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов, инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по Ибресинскому району. К плановой диагностике относились:
  • профдиагностическое обследование 9-х, предпрофильных классов (классные руководители Николаева З. А., Савинова Э. Ф.);
  • диагностика готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено, (классный руководитель Андреева А. Н.);
  • комплексное прогностическое психолого-педагогическое обследование учащихся, поступающих в школу в 2011 году.
Для диагностики помимо банка методик используется компьютерный комплекс диагностических программ Effecton Studio.
4. Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа с детьми, отнесенными к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
С детьми, состоящими на внутришкольном контроле, велась индивидуальная работа: открыты карты психолого-педагогической помощи, с указанием анамнестических данных, выводов, рекомендаций педагогам и родителям, проделанной коррекционной работы.
Работа осуществлялась в форме занятий по коррекционным программам, разработанным для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы. Использовались элементы следующих тренинговых программ:
  • Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний подростков
  • Программа коррекции агрессивного поведения подростков «На тропе доверия»
  • Коррекционно-развивающая программа по формированию у младших школьников эмоциональной стабильности и положительной самооценки «Настроение похожее на салют»
Компьютерный комплекс развивающих программ Effecton Studio.
5. Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, помощь в формировании новых установок в принятии собственных решений.
Осуществлялось в форме индивидуальных и групповых консультаций, бесед по результатам проводимых диагностик и обследований, в форме помощи в подготовке к выступлениям на родительских собраниях и т. д. В мае-июне прошли консультации родителей будущих первоклассников.

Традиционно обеспечивала психологическое сопровождение мероприятий в рамках ежегодной республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни». Принимала непосредственное участие в разработке и реализации проектов ДОО «Содружество», оказывала помощь МОУ ДО «Дом детского творчества» Ибресинского района в проведении слетов и конкурсов. 1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом, стала организатором проведения на базе нашей школы I-го фестиваля волонтёрских команд общеобразовательных учреждений Ибресинского района «Вместе мы - сила!». В фестивале приняли участие добровольческие объединения, социальные педагоги, логопеды и психологи школ района. Волонтеры стали участниками профилактического семинара-тренинга «STOP-СПИД». Было принято решение о ежегодном проведении фестиваля такого уровня в канун Всемирного дня добровольчества.
В этом учебном году я стала соавтором школьного проекта «Внедрение новой системы оценки качества образования», который получил Грант Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на свою реализацию.
Весной вместе со всем педагогическим коллективом школы принимала участие в республиканской акции волонтеров-профориентаторов «Твой выбор профессии» и получила Благодарность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики.
В июне 2011 года я представила две свои работы на Всероссийский конкурс презентаций «ТопСлайд» и получила Диплом участника. Тогда же приняла участие во II республиканском конкурсе Интернет-страниц педагогов-психологов на сайтах образовательных учреждений Чувашской Республики «Лучшая Интернет-страница психолога», получила сертификат участника. В августе стала руководителем творческой работы лидера детской организации школы Прокопьевой Екатерины «В молодежь надо верить», удостоена Диплома детского информационного агентства «Creativ».
В течение года принимала регулярное участие в заседаниях районного методического объединения педагогов-психологов и логопедов, семинарах социальных педагогов.
В планы на будущий год входит проведение Мастер-класса «Создание развивающей среды в дидактическом процессе начальной школы на основе информационных технологий».
Категория: Отчеты | Просмотров: 4020 | Добавил: psyche