Домашнее задание всегда являлось проблемой для школьника и его родителей. И это не секрет и не открытие Америки. Домашнее задание реальная проблема для всех. И даже не такая теоретическая проблема, как более психологическая. Ясно, что нужно терпение, усидчивость и что самое главное время, чтобы объяснить ребенку, ученику, что от него требуется и почему именно так. Домашнее задание – это не просто час или два мучения, это проблема, которую все равно предстоит решить. Иначе ваш ребенок, ваш школьник, будет не на первом месте в учителей и среди школьников. И тогда пострадают оценки в дневнике вашего ребенка. А оценки это важно. Не для вас, конечно, но вот для самого школьника – это важно, даже очень. И для учителя тоже важно. Ведь ему давать отчет и ставить годовые оценки и семестровые оценки. Так что смотрите сами, но домашнее задание со школьником делать придется. Можно. Конечно, купить так званые готовые домашние задания, но стоит ли? Ведь школьник все будет скатывать от туда, а понимать ничего не будет. Вот и все. Круг, в котором выход выполнять домашнее задание и получать хорошие оценки. Понятное дело, что в школьной программе есть разные школьные дисциплины. И вы можете в чем-то не разбираться. Ну и что? Для этого есть бабушки, дедушки, соседи, старшие братья и сестры. А еще есть дяди, тети и всякие родственники, которых можно поднапрячь над школьными дисциплинами. В младшем школьном возрасте все дети хотят хорошо учиться, быть успешными. Но со временем, особенно в подростковом возрасте, это желание у них пропадает. Причины могут быть разные. Всех обучающихся можно условно разделить на следующие группы: Есть ребята всесторонне развитые. Они легко и быстро усваивают учебный материал по всем предметам. У них есть огромное желание учиться. Эти ребята во всем аккуратны, дисциплинированны, отзывчивы. Отличаются самостоятельностью. Чувствуется родительская поддержка. С этой группой ребят приятно работать. - Особого внимания требуют со стороны учителей и родителей дети, которые могут хорошо учиться, умные, способные, энергичные, но ленивые, не хватает чувства ответственности, мягко говоря "забывчивые”. (Главная причина всех бед – забыл тетрадь, дневник, учебник, забыл записать домашнее задание, забыл расписание, забыл выучить стихотворение, написать сочинение и т.д.) Эти ребята быстро отвлекаются, нет осознанного отношения к учебе, целеустремленности. Обидно, что таких ребят большинство. Самая главная беда в том, что эти дети не выполняют домашнего задания. А ведь без закрепления изученного никаких знаний не будет. Уважаемые родители! Вот где нужна ваша помощь и поддержка. Ведь одной из причин такого отношения к учебе является отсутствие должного контроля со стороны родителей, не чувствуется ваше участие в выполнении домашнего задания. Есть родители, которые просто не интересуются учебой своих детей. Бесконтрольность, отсутствие внимания расслабляет, портит детей, мы можем потерять будущих талантливых специалистов, если не научим вовремя дисциплине, ответственному отношению к учебе, к любому виду деятельности.
- К третьей группе я бы отнесла детей, которым "не дается” математика, русский зык, литература. Есть ребята, которые плохо читают вслух, с трудом общаются со сверстниками. Учителя, родители, взрослые должны осознать, что существует множество складов детского ума и что требуется понять специфику их обучения. Укреплять сильные стороны детского мышления (обычно эти дети сильны в спорте, музыке, хорошо рисуют и т.д.), т.е. развивать другие их способности, которые помогают этим подросткам "не потеряться”, "не уйти в себя”, обрести уверенность в себе и постепенно преодолевать трудности в учебе. А это, в свою очередь, помогает другими глазами посмотреть на эти же проблемы. Безболезненно и реально.
Всем этим детям надо помочь и в учебе, и в общении со сверстниками. Вот некоторые общие рекомендации: - Детей надо приучать порядку и дисциплине, надо выработать привычку обязательного выполнения уроков
- Домашнее задание делать в определенное время
- У ребенка должно быть закрепленное рабочее место
- Вашего ребенка нужно приучать заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, в хорошем темпе
- Сильно не опекать ребенка, учить самостоятельности, самоконтролю и самооценке
- Учить умению управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний: не хочу, но надо или не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Более конкретные рекомендации: - Систематически просматривайте дневники, тетради детей. Попросите объяснения, за что "2”
- Предложите ему свою помощь. Узнайте, какой предмет трудно дается, обязательно встречайтесь с учителем, выясните пробелы и начинайте помогать ребенку
- Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на ошибки и объясните с помощью рисунков, опорных схем. Выразительно несколько раз прочитайте задание. Объясняйте поэтапно. Учите ребенка мыслить, а не заучивать
- Устные предметы пусть перескажет. Скажите, что это для вас интересно. Если трудно, разделите на абзацы. Ребенок должен понять смысл прочитанного
- Хвалите ребенка за любой успех пусть даже самый незначительный
- Любите своего ребенка и вселяйте в него уверенность. Помните, что в вашем контроле за приготовлением уроков должны главенствовать только доброта и терпение. Настойчивость и четкая система в дополнительных занятиях может привести к успеху, к положительным результатам
- Особое внимание уделяйте совершенствованию чтения. Быстрое чтение и одновременное осмысление прочитанного – залог дальнейшей успешной учебы по всем предметам.
Помощь родителей в учебной деятельности – именно тот труд, в котором обнаруживаются разные грани семейной жизни, проявляется педагогическое кредо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.
|