Главная » Статьи » Родителям » Идем в школу |
Примеряем на себя новую социальную роль - школьника
Ежегодно, обследуя будущих первоклассников, я ни разу не сталкивалась с ребенком, который шёл бы в школу с намерением учиться плохо. Практически все детишки на вопрос "Как ты будешь учиться?", отвечают "Хорошо".
Что же происходит с момента его поступления в 1 класс. Переход к новой жизни может сопровождаться такими переживаниями, как неуверенность в своих силах, сложностями в овладении новой социальной роли. Все эти переживания в разной мере свойственны большинству первоклассников. В этот период очень важно, какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители, насколько доступной и своевременной будет поддержка психолога. Дорогие родители, вы сами можете определить, благополучно ли ваш малыш включился в школьную жизнь. Первый показатель социального и эмоционального благополучия то, что ребёнок идёт в школу с желанием и радостью. А вот если он с неохотой встает и со слезами (или в дурном настроении) отправляется из дома - сигнал к необходимости обсудить проблему с учителем и психологом. Ребенок, отправляясь в школу, безусловно, должен испытывать положительные эмоции. Они создают благоприятный фон для основного содержания школьной жизни - восприятия и усвоения новой информации. В первые месяцы первоклассника может радовать сам факт его новой социальной позиции, признание в семье значимости его занятий, появившаяся у него атрибутика школьной жизни, а также общение с новыми друзьями и другие обстоятельства. Однако, обучаясь по единой государственной программе обязательной для всех, ребенок, конечно же, не все школьные предметы будет любить одинаково. Какой бы категорией не обладал учитель, и каким бы ни был мастером своего дела, от ученика всегда требуется некое волевое усилие, способность к саморегуляции. Положительные эмоции в этом случае будут давать дополнительную энергию, а отрицательные - отнимать. Не менее важен второй признак успешной адаптации первоклассника - осознанное желание именно учиться, а не просто ходить в школу. Что это значит для ребёнка? Практически для всех школьников "хорошо учиться" - значит "получать хорошие оценки". Происходит смещение внутренней учебной мотивации к внешней: с собственного желания и интереса к процессу учебной деятельности на чужое восприятие её результата. Хотите узнать, почему это происходит? А ведь дети ориентируются на взрослых. Родители редко спрашивают дома "Что ты сегодня узнал нового? Чему научился? Что было интересного?". Но практически всегда "Какие отметки получил?" Ориентация на мнение авторитета конечно же не может рассматриваться как явление отрицательное, однако если целью учения становятся только оценки - ребёнку трудно бывает сохранить внутренний познавательной интерес. Его отсутствие взрослый человек восполняет силой своей воли, у семилетних детей такая произвольная регуляция поведения только начинает формироваться. В повседневной жизни это проявляется в том, как происходит выполнение домашних заданий: под жёстким контролем родителей или при их заинтересованном участии. Это третий показатель благополучия или неблагополучия включения в школьную ситуацию: чувства и желания ребёнка по поводу выполнения домашних заданий. Потеря познавательной потребности ведёт к тому, что у ребёнка нарушается гармония между "хочу" и "надо" в его учебной деятельности. Неокрепшая психика может не справиться со все увеличивающимися "надо", и в итоге у ребёнка может возникнуть либо стойкое отвращение к учёбе и последующая неуспеваемость, либо так называемые "школьные неврозы". | |
Просмотров: 2197 | |
Всего комментариев: 0 | |